подкину дровишек в профильную ветку ;-)
Дрова - отсюдова:
http://en.wikipedia.org/wiki/Motor_oil
В частности:
...All the current gasoline categories (including the obsolete SH), have placed limitations on the phosphorus content for certain SAE viscosity grades (the xW-20, xW-30) due to the chemical poisoning that phosphorus has on catalytic converters. Phosphorus is a key anti-wear component in motor oil and is usually found in motor oil in the form of zinc dithiophosphate. Each new API category has placed successively lower phosphorus and zinc limits, and thus has created a controversial issue of obsolescent oils needed for older engines, especially engines with sliding (flat/cleave) tappets. API, and ILSAC, which represents most of the worlds major automobile/engine manufactures, states API SM/ILSAC GF-4 is fully backwards compatible, and it is noted that one of the engine tests required for API SM, the Sequence IVA, is a sliding tappet design to test specifically for cam wear protection. Not everyone is in agreement with backwards compatibility, and in addition, there are special situations, such as "performance" engines or fully race built engines, where the engine protection requirements are above and beyond API/ILSAC requirements. Because of this, there are specialty oils out in the market place with higher than API allowed phosphorus levels. Most engines built before 1985 have the flat/cleave bearing style systems of construction, which is sensitive to reducing zinc and phosphorus. Example; in API SG rated oils, this was at the 1200-1300 ppm level for zinc and phosphorus, where the current SM is under 600 ppm. This reduction in anti-wear chemicals in oil has caused premature failures of camshafts and other high pressure bearings in many older automobiles and has been blamed for pre-mature failure of the oil pump drive/cam position sensor gear that is meshed with camshaft gear in some modern engines.
Попробую коряво перевести.
Все нынешние категории (прим. - API) для бенз.двигателей (включая устаревшую SH), устанавливают ограничения на содержание фосфора для определённых классов вязкости SAE (XW20, XW30) в связи с вредоносным влиянем последнего на каталит. конвертеры. Фосфор - ключевой противоизносный компонент и присутствует в моторном масле в виде какогототамфосфата цинка.
Каждая новая категория API последовательно ужесточает нормы содержания фосфора и цинка и таким образом создаёт противоречия применительно к маслам для устаревших двигателей, особенно к девайсам со скользящими (плоскими/разрезными) (?) толкателями/эксцентриками (хз как правильно).
API и ILSAC, представляющие большинство мировых авто- и моторопроизводителей, заявляют, что API SM | ILSAC GF-4 полностью применимы в обратном порядке (прим. - к низшим категориям) и замечают, что один из тестов двигателей по API SM, Последовательность IVA, как раз для скользящих толкателей/эксцентриков (?) специально проверить защиту кулачков от износа.
Не все согласны с обратной применимостью и, в дополнение, есть особые ситуации, как двигатели с высокой отдачей и для гонок с более жёсткими, нежели API\ILSAC требованиями защиты двигателя. По этой причине на рынке есть специальные масла с более высоким, нежели API, допустимым содержанием фосфора. Большинство моторов до 1985г. выпуска имеют (что-то опять про плоско-разрезной) тип подшипников в конструкции, чувствительной к снижению содержания цинка и фосфора.
Пример, в маслах уровня API SG содержание цинка и фосфора на уровне 1200-1300 ед. (каких-то), в то время как у SM - менее 600 ед. Такое снижение в противоизносных присадках в масле вызывает преждевременный износ распредвалов и высоконагруженных подшипников во многих старых автомобилях, также было причиной преждевременной поломки привода масляного насоса/привода датчика позиционирования кулачков (?) связанного с приводом распредвала в некот. соврем. двигателях.
Пардоньте мой английский, но смысл понятен, кмк.
Ремузе - гринписовцы душат и ужесточают нормы по содержанию полезных двигу, но вредных для окр. среды присадок.
Косвенный пруф
http://motul39.ru/article/quality_class_api
Вырезайте каты у кого ещё остались и сыпьте соль на ра... фосфор/цинк в масло бочками! ;-)
ПС. у мну ката нет. так что мне упомянутый в R1100GS мануале SG - в самый раз. SF и ниже, поди, и не найти уже.
ППС. оттуда же
In petrol (gasoline) engines, the top piston ring can expose the motor oil to temperatures of 160 °C (320 °F). In diesel engines the top ring can expose the oil to temperatures over 315 °C (600 °F). Motor oils with higher viscosity indices thin less at these higher temperatures.
В бензомоторах масло в районе верхнего кольца поршня подвергается температуре 160 град.
В дизелях - свыше 315. Моторное масло более высокой вязкости менее текуче при таких высоких температурах.
It is possible for an oil to conform to both the gasoline and diesel standards. In fact, it is the norm for all diesel rated engine oils to carry the "corresponding" gasoline specification. For example, API CJ-4 will almost always list either SL or SM, API CI-4 with SL, API CH-4 with SJ, and so on.
Масло может соответствовать одновременно бензиновому и дизельному стандартам. По факту является нормой для всех диз. масел иметь "соответствующую" бенз.классификацию. Например, API CJ-4 почти всегда перечисляет SL или SM; API CI-4 - SL, API CH-4 - SJ и т.д.
Такшта не токмо "неправильные" авто-масла можно пользовать, но и дизельные.