Дополню тему несколькими впечатлениями, всплывшими в памяти.
Обычно путешественника на серьезном мотоцикле окружающие по пути донимают вопросами “Сколько прет, сколько жрет”: плюс, сколько цилиндров, сколько мощность и сколько стОит (дальше фантазия, хвала всевышнему, заканчивается). Но в Средней Азии, несмотря на теплое и длинное лето, мотоциклы так и не стали популярными: практически никто из местных на них там не ездит. Интерес к “двум колесам” вообще нулевой, поэтому перечисленные вопросы задают очень редко. Зато раз 5 - не поверите! - спросили: “А есть ли на твоем мотоцикле холодильник?” Каждый раз я давал ответ, пришедший мне в голову в первое же мгновение: “Нет, холодильника нет, есть только кондиционер”. Пару раз уважительно-понимающе кивали в ответ. )
Полиция, в принципе, везде власть, но “там” это особо актуальный момент. И даже у “нормальных” казахов/киргизов погоны и форма меняют мироощущение…
Короче, я к тому, что и там полицейские иногда останавливают мотопутешественника просто из любопытства: посмотреть, что это за чудо? И если в России в таком случае полицейский практически никогда сам мотоцикл не трогает, то в Средней Азии всё наоборот: усесться на мот пытается всегда, а просит дать прокатиться (!) очень часто, причем, спрашивающий явно не сомневается, что получит запрашиваемое. К этому можно по разному относиться, можно пытаться “договориться”, расположить к себе, но лично я пресекал такие желания и просьбы на корню. Вообще-то, управление тяжелым мотом - не велика наука, но навык все же требуется. Ну, и просто: какого пиип? Короче, я отказывал “решительно” и всегда это прокатывало. Стиль общения каждому выбирать самому, но мой опыт свидетельствует: “строгость” ответа там хорошо понимают. Хотя хамить, конечно, не нужно.
“Братки” там тоже есть. Где-то между Туркестаном и Кызылордой уже собрался уезжать с пустынной площадки отдыха, как вижу, что с противоположной стороны через все сплошные на площадку заезжают… Всё как положено: BMW, четверо, оценивающий взгляд… На всякий случай решил брать инициативу на себя: сам заговорил с ними первым. Но с таким видом, словно за мной в засаде взвод спецназа. Кончилось всё хорошо: обсуждением проблем приобретения авто на вторичном рынке Литвы. )
Лейтмотив моей стратегии в таких случаях прост (раскрываю секрет). Еще в 70-х годах, при подготовке к поездке в те края, мне попала в руки книга, в которой рассказывалось об одной закономерности. Когда здесь устанавливалась советская власть и шла борьба с басмачеством, неизбежно красноармейцы попадали в плен. И вскоре было замечено, что те, кто пытался быть “хорошим мальчиком” и просил пощады - погибали в плену, а те, кто вел себя уверенно и нагло - зачастую оставались жить. Причина по мнению автора книги в том, что уверенное поведение пленного порождало сомнение: если он не выказывает страх, значит, что-то за этим кроется, и как бы это что-то потом не обернулось большими неприятностями - оставлю ка я его в живых на всякий случай. Не более, чем версия, конечно, но, по мне, работает и сейчас. )
Несколько слов о природе. Я вырос в Самаре, но в сторону Оренбурга никогда не ездил. Подсознательно был уверен, что там адская степь сродни казахским полупустыням. На самом деле нет: и сам Оренбург, и дальше на север до Самары вполне себе “среднерусская” равнина по ландшафту.
На Балхаше разомлев от курортных атрибутов места, в котором я оказался, спросил:
- А зимой у вас холодно?
- Очень холодно, и -35 морозы стоят.
- Что, и озеро замерзает?
- Не просто замерзает, а до 2-х метров лед, на машинах по нему ездят.
- Так что, до апреля лед?
- Ну да, к маю только тает.
Понятно, что в момент разговора стояла середина июня и жара +35 градусов. )
Обычно путешественника на серьезном мотоцикле окружающие по пути донимают вопросами “Сколько прет, сколько жрет”: плюс, сколько цилиндров, сколько мощность и сколько стОит (дальше фантазия, хвала всевышнему, заканчивается). Но в Средней Азии, несмотря на теплое и длинное лето, мотоциклы так и не стали популярными: практически никто из местных на них там не ездит. Интерес к “двум колесам” вообще нулевой, поэтому перечисленные вопросы задают очень редко. Зато раз 5 - не поверите! - спросили: “А есть ли на твоем мотоцикле холодильник?” Каждый раз я давал ответ, пришедший мне в голову в первое же мгновение: “Нет, холодильника нет, есть только кондиционер”. Пару раз уважительно-понимающе кивали в ответ. )
Полиция, в принципе, везде власть, но “там” это особо актуальный момент. И даже у “нормальных” казахов/киргизов погоны и форма меняют мироощущение…
Короче, я к тому, что и там полицейские иногда останавливают мотопутешественника просто из любопытства: посмотреть, что это за чудо? И если в России в таком случае полицейский практически никогда сам мотоцикл не трогает, то в Средней Азии всё наоборот: усесться на мот пытается всегда, а просит дать прокатиться (!) очень часто, причем, спрашивающий явно не сомневается, что получит запрашиваемое. К этому можно по разному относиться, можно пытаться “договориться”, расположить к себе, но лично я пресекал такие желания и просьбы на корню. Вообще-то, управление тяжелым мотом - не велика наука, но навык все же требуется. Ну, и просто: какого пиип? Короче, я отказывал “решительно” и всегда это прокатывало. Стиль общения каждому выбирать самому, но мой опыт свидетельствует: “строгость” ответа там хорошо понимают. Хотя хамить, конечно, не нужно.
“Братки” там тоже есть. Где-то между Туркестаном и Кызылордой уже собрался уезжать с пустынной площадки отдыха, как вижу, что с противоположной стороны через все сплошные на площадку заезжают… Всё как положено: BMW, четверо, оценивающий взгляд… На всякий случай решил брать инициативу на себя: сам заговорил с ними первым. Но с таким видом, словно за мной в засаде взвод спецназа. Кончилось всё хорошо: обсуждением проблем приобретения авто на вторичном рынке Литвы. )
Лейтмотив моей стратегии в таких случаях прост (раскрываю секрет). Еще в 70-х годах, при подготовке к поездке в те края, мне попала в руки книга, в которой рассказывалось об одной закономерности. Когда здесь устанавливалась советская власть и шла борьба с басмачеством, неизбежно красноармейцы попадали в плен. И вскоре было замечено, что те, кто пытался быть “хорошим мальчиком” и просил пощады - погибали в плену, а те, кто вел себя уверенно и нагло - зачастую оставались жить. Причина по мнению автора книги в том, что уверенное поведение пленного порождало сомнение: если он не выказывает страх, значит, что-то за этим кроется, и как бы это что-то потом не обернулось большими неприятностями - оставлю ка я его в живых на всякий случай. Не более, чем версия, конечно, но, по мне, работает и сейчас. )
Несколько слов о природе. Я вырос в Самаре, но в сторону Оренбурга никогда не ездил. Подсознательно был уверен, что там адская степь сродни казахским полупустыням. На самом деле нет: и сам Оренбург, и дальше на север до Самары вполне себе “среднерусская” равнина по ландшафту.
На Балхаше разомлев от курортных атрибутов места, в котором я оказался, спросил:
- А зимой у вас холодно?
- Очень холодно, и -35 морозы стоят.
- Что, и озеро замерзает?
- Не просто замерзает, а до 2-х метров лед, на машинах по нему ездят.
- Так что, до апреля лед?
- Ну да, к маю только тает.
Понятно, что в момент разговора стояла середина июня и жара +35 градусов. )