День 4. Космос.
С утра группа воссоединилась на Байконуре.
Этот, известный всем город, арендован Россией у Казахстана до 2050 года.
Здесь все как на Родине – вместо выжженной степи цветущие деревья, в магазинах ценники в рублях и даже на дорогах родное ГИБДД
Центральная площадь города:
И «наша» гостиница – тоже Центральная)
Но главное ради чего мы здесь оказались — первый и крупнейший в мире космодром. Нас уже ждет, не смотря на праздники, музей космодрома.
Кстати, музей посещают не только земные путники вроде нас, но и космические – традиция такая
И автографы оставляют на специальном плакате
Строительство космодрома и города началось в 1955 году.
Интересно, что город в разное время назывался: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и только с 1995 года - город Байконур. Дело в том, что настоящий городок Байконур, находится в нескольких сотнях километрах от подлинного местоположения космодрома – для запутывания «потенциального противника». Говорят, там даже стояли, в свое время, муляжи пусковых установок и ракет.
Уже через два года - в 1957-м со стартовой площадки полигона произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции Королева. И в том же году ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Так был начат отсчет космической эры.
В 59-м к Луне успешно стартовал первый в мире космический аппарат и создан первый искусственный спутник Луны.
В 1960 году, ракета уже имела на борту первых живых «испытателей» - тсобак Белку и Стрелку. После 17 оборотов вокруг Земли «Испытатели» нормально перенесли приземление. Собачки путешествовали вот в таких капсулах:
Кстати, в прошлом году, идя на Казань, мы посещали место приземления космического аппарата с Собаками-космонавтами:
http://www.e1.ru/talk/forum/go_to_message.php?f=86&t=715994&i=900841
Конечно же, не все шло гладко в освоении космоса. 24 октября 1960 года произошла крупнейшая катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени на стартовой площадке. В результате возникшего пожара погибло 76 человек.
Ежегодно 24 октября отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур».
Дату 12 апреля 1961 года, думаю, знаю все – впервые выведен на орбиту Земли космический корабль «Восток».
Пилотировал корабль Гагарин.
.
Забавная, кстати, фотография Юрия Алексеевича с Терешковой
Кстати, никогда бы не подумал, что в ракетостроении применялось дерево…
Но факт на лицо:
Еще немного зарисовок с музея:
Морская платформа для пуска космических аппаратов:
В отдельном зале – экспозиция народного быта
Интересное изобретение кочевого народа - «косточки», для того чтобы ребенок не просился по нужде. Для мальчиков и девочек свои.
В кроватке и емкость приспособлена.
А вот Сова, залетевшая явно с соседней Чуйской долины, по признанию многих, стала для нас символом города.
Еще немного Байконурских картинок:
Композиция «Наука-космос» - женщина в одной руке держит земной шар, а в другой - ракету, смотрящую в небо.
Полномасштабный макет ракеты-носителя «Союз».
Мотовозы Байконура – на них космонавты и персонал отправляются на стартовые площадки.
А вот видны и сами площадки, расположенные несколько в стороне от города:
Вот и все, наше предварительное знакомство с космодромом окончено – пора в дорогу.
Направление – на Шымкент!
Та самая Сырдарья, питающая Аральское море.
Все та же идеальная трасса.
Даже не вериться, что раньше было легче идти второстепенными грейдерными и полевыми дорогами, чем глотать пыль на федералке .
Инфраструктура так же не подтянута еще к дороге – за бензином приходится по-прежнему заезжать в поселки.
По дороге заезжаем на интересный памятник Коркыт - Ата —тюркскому поэту-песеннику и композитору IX века
Коркыт - выходец из здешних степей покровитель поэтов, музыкантов и создатель кобыза - национального казахского струнного смычкового музыкального инструмента.
Поэтому и выполнен архитектурный памятник форме кобыза
Легенда гласит, что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степь — ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждёт и Коркыта.
Видя и слыша всё это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей…
Говорят, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена.
Кстати, на комплексе расположена крупная гостиница, это пока что редкость в здешних краях.
Перед Шымкентом нас встречает эпический закат:
А в самом городе прямо к нашему приезду подоспел Чимкентский плов, за что отдельное спасибо хлебосольных хозяевам отеля МGM!
После сытного ужина силы остались лишь немного прогуляться по городу (благо мы размещались в самом центре), да осмотреть парк независимости Казахстана.
Парк явно на иностранцев не рассчитан – все на Казахском и о смысле можно только догадываться…
Кстати у нас сегодня продолжились колесные приключения – в неравной борьбе с километрами померла передняя покрышка на «гусе». А спас положение далекий родственник БМВ – наш Урал. Выручил дедушка внучка - его покрышка так прижилась на колесе, что даже не стали менять на позже найденную родную.