- Регистрация
- 7 Май 2017
- Сообщения
- 1,049
- Имя
- Андрей Николаев
- BMW
- F 800 GS Adv
Родные диски на F800GSA пластилиновые. За 2 года приходилось править их минимум раз в сезон (особенно переднее) после очередной покатушки, особенно если приходилось переезжать брёвна или скальные ступеньки. Тема на форуме про гнутые диски. Стоимость новых родных дисков в сборе превышает 180000 рублей: 88000 рублей (задний) и 95000 рублей за передний - БЕЗ учёт стоимости тормозных дисков и сенсорного кольца для АБС.
Давно в голове вертелась мысль замены заднего колеса с 17" на 18" радиус для путешествий по бездорожью. На advrider'е и других профильных форумах много обсуждений о целесообразности подобной конверсии для тяжёлого мотоцикла. Мнений много и разных, но я решил для себя, что приобрету и попробую сам.
После не долгих раздумий выбор пал на колёса HAAN в сборе, но в размерности более подходящей для внедорожного использования: перед 21" - 1.85", зад 18" - 2.5". Обода EXCEL Takasago. Хабы колёсные собственного производства фирмы HAAN. Спицы INOX. Задний хаб с демпфером. Отверстие под башмак сверлил самостоятельно, так как забыл указать при заказе, чтобы сделали на заводе. Заказывал колёса через ПилотМото в Питере. Цвет ободов: цыганско-золотой, хабов - алюминиевый. Вообще, выбор цветов очень большой как для ободов, так и для хабов. На момент заказа дисков и в отличие от дисков Kineo у HAAN не было возможности выбора цвета спиц и ниппелей, а также задания двухзонной расцветки ободов. Да, и дешевле выходит, нежели у Kineo. На сегодняшний день при заказе можно указать цвета обода (6 цветов, но не на все размеры), ступицы (10 цветов), спиц (только чёрный или металл), ниппелей (7 цветов). Можно также собрать колесо для бескамерной резины.
Звёзды при переходе на 18" заднее колесо:
Переход на большее по размеру заднее колесо влияет на передаточное соотношение между главной передачей и колесом, что сказывается на динамике разгона мотоцикла, частоте работы ручкой сцепления, особенно в междурядье и т. п. Создаётся ощущение, что вместо штатной передней 16 зубой звезды поставили 17Т. Поэтому штатным вариантом для меня стал 17Т/47Т.
Для нивелирования изменений в сторону улучшения разгонной динамики на бездоре или удобства поддержания высокой скорости на трассе перепробовал разные варианты соотношения ведущей и ведомой звёзд. Ниже таблица - моё личное ИМХО. На истинность не претендую.
В основном использую только заднюю 47T звезду, а передние меняю по необходимости. Благо, что занимает это не более 15 минут.
Планирую также поэкспериментировать с кастомной алюминиевой 49Т задней звездой (можно на заказ сделать также в MayakLab). Да и такие есть на ГуСя, но под заказ. Можно заказать на заводе Маяк. Там же планирую заказывать изготовление проставок для колёс. Вообще, они много чего классного производят для мотоциклов, в основном, правда, КТМ, но есть и для пернатых. Монтажки с ключами ГуСиных размеров, например.
Цена вопроса:
Оба диска в сборе обошлись в 100 тыс рублей. Цена за диск зависит от радиуса колеса, для какого мотоцикла хаб, цвета дисков и чего-то ещё. С завода диски, как я понял идут в разобранном виде, а в Пилот Мото мастера их собирают. Собирают откровенно хреново настолько, что даже мне это было очевидно. Подтяжку делали мастера из МастерШин ( Волоколамское ш., 101, стр. 1 ).
Дополнительно к дискам докуплено:
Стоимость за диски указана на момент покупки. Сейчас, скорее всего, будет дороже из-за более высокого курса доллара. Стоимость допов актуальная на сегодняшний день.
Доработка сенсорного кольца для заднего колеса
Увеличение диаметра колеса приводит к увеличению погрешности измерения скорости и, считается, что незначительно меняется работа АБС. На advrider'е нашёл решение, которым многие пользуются, хотя, сам я не стал пока заморачиваться.
Учитывая то, на сколько увеличилась длина окружности колеса, для нивелирования погрешности измерения скорости, необходимо доработать сенсорное кольцо. Родное кольцо имеет 48 отверстий. Если увеличить число отверстий до 51 то, при размерности резины 140/80-18 погрешность не превысит 0.1% (лично не проверял, но так пишут на адврайдере).
DWG файл доработанного сенсорного кольца можно вырезать на ЧПУ.
Давно в голове вертелась мысль замены заднего колеса с 17" на 18" радиус для путешествий по бездорожью. На advrider'е и других профильных форумах много обсуждений о целесообразности подобной конверсии для тяжёлого мотоцикла. Мнений много и разных, но я решил для себя, что приобрету и попробую сам.
Mitas E-13 90/90-21 спереди и Mitas E-12 140/80-18 сзади.
После не долгих раздумий выбор пал на колёса HAAN в сборе, но в размерности более подходящей для внедорожного использования: перед 21" - 1.85", зад 18" - 2.5". Обода EXCEL Takasago. Хабы колёсные собственного производства фирмы HAAN. Спицы INOX. Задний хаб с демпфером. Отверстие под башмак сверлил самостоятельно, так как забыл указать при заказе, чтобы сделали на заводе. Заказывал колёса через ПилотМото в Питере. Цвет ободов: цыганско-золотой, хабов - алюминиевый. Вообще, выбор цветов очень большой как для ободов, так и для хабов. На момент заказа дисков и в отличие от дисков Kineo у HAAN не было возможности выбора цвета спиц и ниппелей, а также задания двухзонной расцветки ободов. Да, и дешевле выходит, нежели у Kineo. На сегодняшний день при заказе можно указать цвета обода (6 цветов, но не на все размеры), ступицы (10 цветов), спиц (только чёрный или металл), ниппелей (7 цветов). Можно также собрать колесо для бескамерной резины.
Колёса пришли уже собранными, правда, спицы пришлось протягивать заново. Ободная лента плотно приклеена поверх спиц.
Как и в штатном колесе хаб с резиновым демпфером. Но основание звезды сидит более плотно на демпфере - для снятия потребуется усилие.
Установлены передние плавающие тормозные диски Galfer. В комплект поставки колёс также входят крепёжные болты для тормозного диска и сенсорного кольца. В комплект поставки заднего колеса также входят КРАСИВЫЕ блестящие болты с самоконтрящимися гайками для крепления ведомой звезды. Умеют же делать красиво
Проставки переднего (слева) и заднего (справа) колёс HAAN.
Преимущества перехода на 18" радиус заднего колеса F800GS:
- Бо'льший выбор шашечной резины для бездорожья. Большая часть резины для эндуро и кросса делается в размерности 18" и 19". В 17" радиусе только Mitas C-02, но её выживаемость на асфальте околонулевая - быстро стачивается. Кстати, туристическая резина типа 50/50 для 18" стоит дешевле нежели для 17" радиуса, например, Mitas E-09/10;
- Больший радиус --> удобней переезжать препятствия: ступеньки, брёвна. Это хорошо проявляется в гористой местности, когда надо пилить вверх по вымытой водой дороге, преодолевая ступеньки скальника. Легче выбираться из колеи (если сравнивать аналогичную резину, на аналогичных звёздах, но на колесе 17");
- Точность показаний спидометра НЕ изменится, а вот работа ABS может быть скомпрометирована (так пишут на зарубежных форумах). Лично я разницы в работе ABS не уведел. Решается за счёт доработки сенсорного кольца (см. ниже);
- Более узкие диски более закругляют профиль резины, что хорошо на бездорожье при использовании шашки и не очень хорошо на дорожной резине, так как при езде по асфальту очень быстро "съедается" центральная часть шины. Поэтому если в приоритете именно путешествия, а не только езда по бездорожью, то лучше задний диск приобретать либо штатной ширины 4.25", либо незначительно уже, например 3.5" если всё-таки есть такая необходимость в выворачивании резины для бездора;
- Для сохранения расстояния между передней и задней ступицами с учётом установки большей по размеру задней звезды на 47T (против 42Т в стоке) требуется увеличить количество звеньев цепи на 2 - 4 шт. Т.е. устанавливать цепь на 118 или 120 звеньев. 118 звеньев, на мой взгляд, наиболее оптимальный выбор, так как позволяет ездить как на звёздах 15Т/47Т (для бездорожья), так и 17Т/47Т или 17Т/42Т (по трассе). При использовании цепи на 120 звеньев использовать штатный вариант 16T/42T звёзд получится, но с оговоркой, т.е. пока цепь новая и не растянута, так как даже на новой не растянутой цепи оси будут находиться в ПОЧТИ крайних положениях и при растягивании цепи может не получиться её натянуть, так как запас регулировки для натяжения уже выбран полностью. Я в начале поставил цепь именно на 120 звеньев, но потом 2 звена пришлось удалить;
- Клиренс задней части мотоцикла увеличился на 20 мм. ГуСь наклоняет клюв мотоцикла и, как следствие, увеличивается угол рулевой колонки (не знаю на сколько) что улучшает рулёжку на малых и сверхмалых скоростях на сложном рельефе и бездорожье, но ухудшает на скорости при езде по асфальту. Уже на скорости 100 км час при наезде на препятствие (например, продольный разрыв или выбоина в асфальте или если необходимо заскочить на срез слоя асфальта при ремонте дороги руль начинает незначительно воблить. При использовании штатных колёс такого не замечал;
- При заказе возможно заказать изготовление дисков для использования с бескамерной резиной. Но я об этом узнал уже позже и данной возможность не воспользовался. При использовании родных БМВшных датчиков TMPS их можно привязать к приборной панели и выводить на неё показания давления в камерах. Если не ошибаюсь, товаришь Ён где-то об этом писал на форуме и кому-то сам кодировал привязку датчиков давления на F800gs ;
- При обычной эксплуатации город/трасса башмак лучше снимать, так как даже после балансировки с навешиванием большого количества грузиков для противовеса на скоростях более 100 км/м чувствует низкочастотное биение в руле;
- При использовании 18" заднего колеса при постановке мотоцикла на центральную подножку заднее колесо не вывешивается, а продолжает стоять на земле. Необходимо подкладывать дощечку 1 см, чтобы вывесить колесо. Или увеличивать размер центральной подножки;
- При постановке на боковую подножку наклон мотоцикла увеличивается. Решается проставкой на подножку 2 см. Пока привязал маленький алюминиевый брусочек;
- При заказе колёс стоит сразу озаботиться покупкой запасного комплекта проставок, так как отдельно Пилот Мото их поставляет, но по очень не гуманной цене (2500₽ за передние и 4000₽ зад). При эксплуатации в грязи проставки на заднем колесе могут уйти за один день гонки. Хотя, можно сразу заказать токарю изготовление таких проставок. Попробую заказать их у Панюшкина из MayakLab;
Звёзды при переходе на 18" заднее колесо:
Переход на большее по размеру заднее колесо влияет на передаточное соотношение между главной передачей и колесом, что сказывается на динамике разгона мотоцикла, частоте работы ручкой сцепления, особенно в междурядье и т. п. Создаётся ощущение, что вместо штатной передней 16 зубой звезды поставили 17Т. Поэтому штатным вариантом для меня стал 17Т/47Т.
Для нивелирования изменений в сторону улучшения разгонной динамики на бездоре или удобства поддержания высокой скорости на трассе перепробовал разные варианты соотношения ведущей и ведомой звёзд. Ниже таблица - моё личное ИМХО. На истинность не претендую.
Звёзды | Соотношение | Примечание |
---|---|---|
18T/47T | 2,61 | 18T звезда встанет только если подпилить слайдер. Сам пока не пробовал. Потенциально, это вариант для дальнобоя на 18" заднем колесе. |
17T/49T | 2,88 | Повседневная экплуатация в городе. 49T точится только под заказ, либо заказывать из далека (например, звёзды SuperSprox |
17T/47T | 2,76 | Повседневная эксплуатация в городе. Сток для 18" колеса, т.е. ощущения как от стоковых 16Т/42Т на родном 17" колесе. |
16T/47T | 2,94 | Повседневная эксплуатация в городе. Лёгкое эндуро. |
15T/47T | 3,13 | Эндуро. На трассе не разгонишься, мотор жужит и мот еле едет. |
17T/42T | 2,47 | Трасса. Комфортное поддержание высокой скорости. Экономия топлива. |
16T/42T | 2.63 | Трасса. Стоковые звёзды на F800GSA на 17" заднем колесе. На 18 радиусе это более скоростное решение, но динамические характеристику ухудшаются. |
15T/42T | 2,8 | Город. |
17T/41T | 2,41 | Трасса. Рекорды скорости. Экономия топлива. В городе не комфортно - активная работа сцеплением. Сложно маневрировать на околонулевых скоростях в междурядье. |
В основном использую только заднюю 47T звезду, а передние меняю по необходимости. Благо, что занимает это не более 15 минут.
Планирую также поэкспериментировать с кастомной алюминиевой 49Т задней звездой (можно на заказ сделать также в MayakLab). Да и такие есть на ГуСя, но под заказ. Можно заказать на заводе Маяк. Там же планирую заказывать изготовление проставок для колёс. Вообще, они много чего классного производят для мотоциклов, в основном, правда, КТМ, но есть и для пернатых. Монтажки с ключами ГуСиных размеров, например.
Цена вопроса:
Оба диска в сборе обошлись в 100 тыс рублей. Цена за диск зависит от радиуса колеса, для какого мотоцикла хаб, цвета дисков и чего-то ещё. С завода диски, как я понял идут в разобранном виде, а в Пилот Мото мастера их собирают. Собирают откровенно хреново настолько, что даже мне это было очевидно. Подтяжку делали мастера из МастерШин ( Волоколамское ш., 101, стр. 1 ).
Дополнительно к дискам докуплено:
- Диски тормозные Galfer: 2 передних плавающих диска (№ для заказа DF664CWD, стоимость 18000 рублей каждый) и 1 задний (DF664CWL, стоимость примерно 10000 рублей). Итого тормозные диски 46000 рублей;
- Диски АБС (сенсорное кольцо) - без него сенсор АБС выдаст ошибку и нарушается работа АБС. Требует доработки для большей точности показаний скорости из-за увеличенного радиуса колеса. Передний № 34 51 2 345 822, стоимость 5000 рублей, задний № 34 52 7 685 866 - 7000 рублей. Итого за 2 диска 12000 рублей;
- Новый комплект колодок: перед и зад;
- Буксаторы для переднего и заднего колеса, чтобы избежать проворота покрышки с последующим отрывом соска камеры при езде на низком давлении. Около 2 000 рублей каждый.
Стоимость за диски указана на момент покупки. Сейчас, скорее всего, будет дороже из-за более высокого курса доллара. Стоимость допов актуальная на сегодняшний день.
Доработка сенсорного кольца для заднего колеса
Увеличение диаметра колеса приводит к увеличению погрешности измерения скорости и, считается, что незначительно меняется работа АБС. На advrider'е нашёл решение, которым многие пользуются, хотя, сам я не стал пока заморачиваться.
Учитывая то, на сколько увеличилась длина окружности колеса, для нивелирования погрешности измерения скорости, необходимо доработать сенсорное кольцо. Родное кольцо имеет 48 отверстий. Если увеличить число отверстий до 51 то, при размерности резины 140/80-18 погрешность не превысит 0.1% (лично не проверял, но так пишут на адврайдере).
DWG файл доработанного сенсорного кольца можно вырезать на ЧПУ.
Родное кольцо и изготовленное на ЧПУ по DWG.
Вырезаем внутреннюю часть родного сенсорного кольца для датчика АБС.
Точечно привариваем новое кольцо на основание, через которое оно будет крепиться болтами к хабу.
Последнее редактирование: